ДРЕССИРОВКА СОБАК
С 2-месячного возраста при попытке щенка оправиться в жилом помещении нужно давать ему команду "нельзя" и удалять из комнаты во двор (в городских условиях ставят ящик с песком или газетной бумагой).
Команду "на место" подают только тогда, когда щенок накормлен и достаточно набегался - при этом усаживают его на подстилку и дают лакомство. Попытки покинуть место следует пресекать строгим повторением команды и легким шлепком. В 3-4-месячном возрасте приказание "на место" сопровождается последующим - "лежать" (при неповиновении щенка ненадолго привязывают к месту).
Кличка должна быть короткой и звучной. Искажение клички, придание ей уменьшительных и ласкательных окончаний недопустимо. Реакция на кличку закрепляется лакомством, лаской или игрой.
Прием не брать пищу без разрешения отрабатывают во время кормления - удерживают щенка командой "нельзя" и натягиванием поводка. Взять пищу разрешают только после команды "возьми", длительно выдерживая его перед кормом. На улице отказ от найденного корма поощряется лаской и и лакомством.
Сначала щенка приучают к ошейнику, а на поводок берут, отвлекая от попыток сопротивляться лаской или игрой. Гулять выводят на поводке, резко одергивать не следует, даже если он сильно натягивает поводок. Позднее приучают его ходить рядом, не натягивая поводка,- для этого щенку дают набегаться до усталости, затем берут на поводок и ведут слева, вдоль забора или стены, пресекая все попытки выдвинуться вперед командой "рядом", одергиванием поводка и помахиванием перед собакой хлыстом или прутом, зажатым в правой руке. Щенка держат на коротком поводке, затем постепенно его удлиняют и одергивают лишь по мере надобности. Правильное хождение щенка у ног ведущего поощряется лаской, командой "хорошо" или лакомством. Далее его приучают ходить без поводка.
Щенков приучают подходить к хозяину по команде "ко мне": легавых и лаек - по свистку и жесту, гончих - по сигналу рога. Свисток следует подавать всегда одной тональности, если свист воспроизводится губами, то лучше подавать два тона, один ниже, следом выше (на терцию или кварту). Щенок, привыкнув к определенному созвучию и тональности, не реагирует на все прочие свистки. Часто условия охоты не позволяют охотнику подзывать собаку свистом или окриком. Поэтому ее необходимо научить подбегать к хозяину на сигнал рукой: во время прогулки набегавшегося вволю щенка отпускают на 20-30 шагов и окликают, когда он смотрит на хозяина, делают рукой круговой взмах, резко опускают руку к земле и одновременно слегка подзывают. Подбежавшего щенка поощряют лаской и лакомством, до тех пор пока он не подбегает без подзывания. Одновременно увеличивают расстояние и, чтобы команда была заметнее, в руку берут шапку. При работе в охотничьих угодьях лучшим стимулом безотказного подхода к охотнику по его сигналу является паводка собаки па дичь или след зверя.
Отработка усаживания щенка начинается с команды "сидеть" (щенка приподнимают за ошейник и, одновременно нажимая на крестец, заставляют сесть). Рефлекс закрепляют лакомством. Добиваются безотказного выполнения этой команды, так как охотник может удалиться от собаки на несколько сот метров.
Для укладывания щенка подают команду "лежать", предварительно усадив его, и нажимают на холку, а лапы вытягивают вперед. Рефлекс закрепляют лакомством и лаской. При попытках встать собаку удерживают рукой и строгим повторением команды. Продолжительность лежания постепенно увеличивают, а прием усложняют отходом от щенка, подачей команды на расстоянии. Надо следить, чтобы он выполнял команду на том месте, где она его застала. Если он лег не сразу, нужно отвести его и уложить на то же место.
Подача поноски необходима собаке, которой предстоит подавать дичь. Метод обучения основан на инстинкте преследования движущихся предметов при игре. Щепка заинтересовывают предметом (поноской), затем бросают его, командуя "подай", и отбирают, давая при этом лакомство. Поноской может быть скрученная жгутом и связанная мешковина, теннисный мяч и т. д. Принесенную поноску не позволяют грызть, играть ею или уносить ее, так как позже от собаки потребуется спокойное отношение к дичи и безотказное выполнение команды "подай". Поэтому, если щенок убегает с поноской и не отдает ее, урок полезно продолжить, держа его на длинном поводке. Обмотанная тряпкой деревянная поноска с колючками помогает отучить щенка грызть подаваемые вещи. Приучать собаку подавать палки не следует, так как она будет приносить их и на охоте. При обучении и даже отказе собаки подать поноску наказания совершенно недопустимы, так как могут стать причиной полного прекращения подачи.
Некоторые собаки во время дрессировки отказываются брать птицу, тогда ее заворачивают в тряпку (освобождают дичь от тряпки постепенно). Подавать поноску с воды собаку приучают в теплое время года, вначале на мелких местах, затем добиваются, чтобы она разыскивала ее в зарослях осоки. Некоторые собаки выносят поноску на ближайший берег и там бросают ее. Во избежание этого следует добиваться подачи поноски в руки еще при тренировке собаки на мелководье. Собака должна бросаться за поноской только по команде; для легавой это особенно необходимо во избежание срыва стойки и погони за вылетевшей птицей. Полезно научить собаку возвращаться назад по следу хозяина и отыскивать вещь, потерянную или забытую на месте отдыха. Для этого приучают собаку подавать вместо поноски рукавицу, шапку и т. д. Затем во время прогулки, тайком от собаки, оставляют на своем следу рукавицу и, отойдя от нее на 20-30 шагов, заставляют собаку искать, указывая рукой по направлению своего следа. По мере освоения этой команды расстояние увеличивают. За 1-2 недели можно научить собаку возвращаться по следу за несколько сотен метров.
Охотничья собака должна оповещать (анонсировать) своего хозяина о найденной ею дичи: находить убитого зверя или затаившуюся птицу и, не трогая их, приводить хозяина к своей находке. Анонсирование считается высшим классом дрессировки, хотя этому приему можно выучить любую собаку за 5-10 сеансов. Учить анонсированию можно только такую собаку, которая хорошо усвоила команды "нельзя" и "ищи". Для этого с голодной собакой выходят на лужайку, бросают в траву кусочек хлеба и подают команду "ищи". Как только собака найдет его, командуют "нельзя". Собака останавливается над кусочком хлеба, хозяин подходит, отыскивает его в траве и забирает, а собаке дает в поощрение лакомство и одновременно ласкает ее. Очень скоро собака не станет брать хлеб и без команды "нельзя", а будет стоять около него, оглядываться и ждать хозяина. Этот рефлекс в течение 2-3 дней закрепляется поощрениями - лаской и лакомством. Затем хозяин не подходит к собаке, нашедшей хлеб, а проходя мимо нее в 5-10 шагах, делает вид, что ничего не замечает. Тогда собака сама всем видом покажет, что она нашла хлеб, и поведет хозяина к нему. Этот рефлекс закрепляют также лаской и лакомством в течение нескольких дней. Последующая дрессировка сводится к тому, что вместо хлеба в траву забрасывают какую-либо дичь, добиваясь от собаки того же результата, что и с хлебом. Этот простой прием дрессировки позволяет приучить даже дворняжку делать стойку на дичь, а если хозяин к ней не подойдет, например, не заметит ее в бурьяне, она выйдет из него и подведет хозяина к затаившейся дичи. Выученная таким образом собака не подает дичь, а, найдя ее, оставляет на месте (если подранок - давит его и тоже оставляет) и идет за хозяином. Выучка анонсированию полезна всем собакам.
При пешей охоте с борзой (или лайкой) собака нередко "сходит с глаз охотника" и, догнав подранка, душит его, а затем отыскивает хозяина и приводит его к своей добыче. Легавая находит и приводит хозяина не только к убитой дичи, но, отыскав затаившуюся птицу, выдерживает над ней стойку и, услышав, что охотник удаляется, догоняет его и возвращает к найденной ею затаившейся птице (фокстерьеров и такс анонсированию не обучают).
Во иремя прогулки в лесу или в поле щенка приучают к окружающей обстановке, чтобы он чувствовал себя свободно, поощряют все нужные для охоты его действия и пресекают вредные - нападение на домашних животных, охоту за мышами, птицами. Не следует из боязни, что щенок потеряется, все время его окликать (это притупляет чувство ориентировки и сокращает ширину поиска). Если щенок отошел далеко и не идет на зов или свист, не следует за ним бежать, а, оставшись на месте и спрятавшись, надо подождать - через несколько минут в наступившей тишине щенок сам бросится искать хозяина, а если не найдет его по следу, следует выйти из укрытия, подозвать щенка и, приласкав, дать лакомство.
Во время прогулки приучают щепка к ружью и выстрелам.
Легавых обучают поиску и стойке по дупелям, молодым бекасам (в июле) и перепелам. Охотник идет ломаной линией (челноком) и свистом заставляет щенка идти по его следу. Если он не слушается и убегает далеко вперед, его выводят на кочковатое болото, где нет дичи. Набегавшегося и утомившегося его снова переводят на заливной луг к бекасам. Если он продолжает далеко отбегать и не слушается хозяина, его берут на поводок с бечевкой длиной 20-30 м, с помощью которого заставляют щенка искать челноком (следует водить его за перепелами против ветра и поперек рядов стерни или картофельного поля). Ленивых щенков, которые не желают идти в поиск, необходимо натаскивать в местах с низким травостоем и богатых дичью.
Если болотной дичи и перепелов нет, натаскивают собаку по подсадным птицам с подрезанными маховыми перьями. Тайком от собаки подсадных птиц выпускают из садка в охотугодья и с под-нетренпой стороны подводят собаку к птице. Стойка по птице по запаху или "на глазок" у легавых проявляется в раннем возрасте, поэтому щенок, почуяв птицу, замедляет ход и останавливается без какой-либо команды. В это время подходят к нему, удерживают некоторое время на стойке и, приласкав, дают команду "вперед". Продвигаются вместе с ним, заставляя его поднять птицу на крыло. Подталкивать при этом щенка нельзя: как только птица взлетит, его тут же заставляют лечь (тренировку желательно проводить с ружьем и так, чтобы щенок ложился при вскидывании ружья к плечу или при выстреле, что облегчает управление им на охоте).
Полевая подготовка гончих начинается с активного поиска зверя - полазистости. Это качество развивают обыскиванием наиболее характерных для залегания зверя мест и "порскакьем" - громким покрикиванием, подбадривающим отдалившуюся собаку. Вязкость - настойчивость в преследовании зверя - развивают у собаки так: при "сколе" (когда собака теряет след) ей активно помогают снова поднять "запавшего" зверя или выправить его след. В таких случаях уводить собаку с места "скола" для розыска другого зверя нельзя. Молодую собаку рекомендуется при первых выходах в поле пускать в поиск вместе со старой, опытной. Этим можно ускорить появление у собаки охотничьего инстинкта и азарта в преследовании зверя. В дальнейшем нагонку молодой собаки проводят в одиночку.
Притравку норных собак начинают в полугодовалом возрасте. Проводят ее по крысам или кроликам. Притравливать начинают на открытом месте, затем в искусственной норе, тесовом ящике или земляной траншее с деревянной крышкой. Притравку по лисице и енотовидной собаке проводят в искусственных норах более сложного устройства - с отсеками и котлами. В естественных условиях притравливают собак, пуская их в простые временные поры лисиц и енотовидных собак. На барсука пускать молодую собаку нельзя, так как сильный, смелый зверь с мощными челюстями может искусать и даже искалечить ее.
Фокстерьер может стать хорошим помощником на охоте по пернатой дичи. Для этого его обучают, как и легавую собаку, поиску челноком, стойке и подаче добытой дичи. Такса при соответствующей дрессировке может стать хорошей гончей собакой, с которой можно успешно охотиться за зайцами. На гону такса подает голос часто и достаточно громко, а преследует зверя медленно, поэтому заяц под гоном таксы ходит небольшими кругами, трусцой, часто отсиживается и прислушивается к голосу собаки.
Ю.А.Герасимов.Справочник егеря