Ружье как произведение искусства
В опрос о форме охотничьего оружия, о его украшении приобрел в настоящее время особое значение. Письма читателей свидетельствуют, что большинство из них довольно боем своих ружей, но многие имеют претензии к его внешнему виду. Все большее число охотников мечтает приобрести штучное или сувенирное ружье. При этом мнения о том, как надо украшать ружье (и нужно ли его украшать вообще), какая гравировка (или другой тип украшения) предпочтительнее, резко расходятся. Редакция полагает полезным обсудить этот назревший вопрос, который, кстати, вообще недостаточно разработан. В настоящем номере мы публикуем статью, посвященную лишь одному аспекту проблемы - ружью как произведению искусства.
Художественное оружие существует уже многие века. Но в наши дни его, к сожалению, почти никогда не относят к области искусства, художественного творчества. Между тем в охотничьем оружии конструкция и декор сливаются иногда в единое целое, стоящее на уровне шедевра искусства. Могу взять на себя смелость утверждать, что как предмет коллекционирования и эстетического наслаждения, отдельные ружья представляют для знатоков не меньший интерес, чем бесценные скрипки Страдивариуса или Гварнери, восхищающие не только сочностью и ясностью тембра, но и изяществом, гармоничностью облика. Бесспорно, что и художественно украшенное ружье высокого разбора - столь же совершенный эстетически и функционально инструмент.
Предметы эти объединяет еще и то, что их форма отшлифована веками. Она рождена как практической необходимостью, так и стремлением человека к красоте. Целые поколения скрипичных мастеров и оружейников разрабатывали наиболее рациональные, удобные и эстетически выразительные конструкции, постоянно внося в облик своих изделий большие и малые изменения. В результате этого непрерывного творческого процесса и появились законченные произведения, чарующие гармонией конструкции и декора.
От ружья на охоте зависит все - добыча, а иногда и жизнь человека. Не удивительно, что охотники столь придирчивы к мельчайшим конструктивным деталям своего важнейшего инструмента. Настоящее ружье должно радовать глаз, напоминать в дни межсезонья об охоте, о прекрасном и многообразном мире природы.
Современное охотничье ружье - довольно сложный механизм, состоящий из ряда основных частей и множества разнообразных, тонко и индивидуально подогнанных деталей. Одна из наиболее важных частей ружья - коробка. Она - основной несущий элемент конструкции ружья, его композиционный центр. Мастера-оружейники, оформляя коробку, используют, может быть и неосознанно, один из принципов народного искусства: что тяжелее в изделии, то зрительно выделяется росписью или резьбой. Массивная металлическая коробка всегда намного гуще покрывается орнаментом и значительнее разрабатывается пластически, чем стволы или ложа.
Гравировкой традиционно заняты: две, чаще всего криволинейные и симметричные по отношению друг к другу, боковые плоскости коробки; нижняя, в основном прямоугольная плоскость; плавно переходящий в стволы щиток коробки. Гравируются также защелка цевья, кнопка предохранителя, спусковая скоба, рычаг запирания стволов и несколько реже казенная часть стволов.
Главные, а иногда и единственные элементы оформления современного ружья - боковые плоскости коробки, на которых изображаются какие-либо фигуры (или группы фигур) в окружении орнамента. Нижняя плоскость обычно насыщена орнаментом, сюжетные композиции туда вводятся реже. Нередко там изображаются одиночные фигуры зверей, вписанные в небольшой медальон. В 1950-е гг. на нижней плоскости коробки часто размещали стилизованные ленты с указанием места и года выпуска ружья.
Построение ансамбля ружья в какой-то степени подчиняется законам зодчества. В самом деле, декор на ружье должен выявлять конструкцию, а не маскировать ее. Все четыре плоскости "фасада" должны образовать единый, запоминающийся образ цельного "здания". Настоящими архитектурными профилями, карнизами являются приливы, связывающие зрительно разные плоскости коробки и сложные вырезы ее торца. Система трех архитектурных ордеров оружейниками, конечно, не употребляется, но аналогично ей по своей сути использование трех традиционных декоративных мотивов: английского, пражского и итальянского орнаментов.
Английский орнамент - традиционное наименование излюбленного английскими оружейниками спирального орнамента с "кавычками" внутри завитков. Классический тип - сплошное поле из мелких узоров, разделяемое просветами и включающее более крупные букеты. Пражский орнамент (чешский) - традиционное наименование растительного орнамента, основа которого - мотив дубового листа. Итальянский орнамент - традиционное наименование орнамента, близкого распространенному в Италии эпохи Возрождения орнаменту типа "гротеск".
Процесс создания художественного оружия нередко включает в себя изменение формы отдельных деталей серийного изделия, что осуществляется виртуозами-слесарями при работе над ружьями высшей категории. Если продолжать параллель с архитектурой, то слесари выступают корректировщиками типового проекта (а граверы соответственно художниками-монументалистами), придающими ему немногими средствами обаяние индивидуального произведения.
В Ижевске очень интересны ружья, собранные с участием В. С. Несмелова. Вводя плавные изгибы приливов, накладывая ложный замок, мастер добивается гармоничного перетекания разных граней, естественного сочетания деревянных и металлических частей. В каждом конкретном случае он находит стремительную легкость линий, или, наоборот, подчеркивает весомую пластику объемов.
В. С. Несмелов удивляет природным чувством гармонии и соразмерности. Он стремится, говоря его словами, избежать всяких "переломов" для того, чтобы все в ружье "пело и плыло". "Перелом", то есть резкий стык линий деревянных и металлических частей, вообще-то может придать формам ружья выразительную остроту, но данным мастером он воспринимается только как недостаток. Для того чтобы достичь особой пластичности, В. С. Несмелов широко использует выразительные возможности крылышек, нередко усиливая их рельефно нависающим над казенным срезом стволов изгибом щитка коробки.
Для настоящего мастера-сборщика охотничье ружье - это нечто вроде живого организма, с которым возможно только деликатное, нежное обращение. Функционирование этого "организма" связано с довольно длительным, порой многочасовым нахождением его в руках. Уже поэтому все формы ружья должны быть соразмерны человеку, гармоничны, удобны.
Каждому типу спортивно-охотничьего оружия почти всегда соответствует определенный тип декоративного решения. Это вызвано как конкретными технологическими условиями, так и стремлением мастеров обыграть и подчеркнуть особенности формы изделия. Например, вертикальное расположение стволов обусловило увеличение высоты и относительное уменьшение длины коробки по сравнению с теми ружьями, где стволы соединялись в горизонтальной плоскости. Ижевские бокфлинты обычно отличаются несколько угловатыми, рублеными формами. Соответственно и гравировка на них чаще всего строго лаконична.
Поиски дизайнеров наиболее активны в области внешнего облика охотничьих карабинов. У них короче ствол, намного длиннее коробка. Декоративную композицию на коробке художники вынуждены решать асимметрично, поскольку одну из ее сторон почти наполовину занимает паз для прохода рукоятки затвора. Широко используется серебрение, чернение, оксидирование, гравировка. Всечка золота, серебра и их многоцветных сплавов применяется, но в целом все же карабины более монохромны по сравнению с гладкоствольными ружьями. Следует отметить, что для карабинов в большей степени, чем для ружей, главенствующее значение имеет самостоятельная красота форм.
Художественное оружие отнюдь не представляет собой нечто географически локальное, узко национальное. Издавна это широкое, интернациональное явление. Оружейники разных стран постоянно обмениваются техническими идеями, активно перенимают конструктивные решения отдельных узлов и даже целых систем оружия. Все лучшее в развитии мировой инженерной и дизайнерской мысли так или иначе, прямо или в видоизмененной форме становится достоянием самого широкого круга предприятий. Нередко и сами заказчики требуют повторения какой-либо особенности полюбившейся иностранной модели, созданной подчас многие годы назад.
Невозможно диктовать охотникам: это ружье красиво, а то нет. У каждого свои, порой, весьма странные вкусы. Одни не мыслят ружья без мелкой гравировки, другим необходима позолота и резная ложа, третьим - особая форма цевья или Спусковой скобы... Ну, а остальные все это в ужасе отвергают! Несмотря на такое разнообразие мнений и вкусов, можно все же полагать, что большинство охотников консервативно в своих эстетических вкусах по отношению к оружию. Это всегда обусловливало традиционное, многолетнее повторение на ружьях излюбленных орнаментов и типов композиций. Например, "английский" орнамент издавна считается у части знатоков самым прекрасным и более всего подходящим к украшению ружейной коробки.
В создании художественного охотничьего оружия труд гравера важнейшая, но не единственная ступень. Немалый вклад в создание цельного декоративного ансамбля ружья вносят слесари-сборщики, ложевщики, инструментальщики. Творческое содружество их с граверами, если только оно идет с самого начала, дает замечательные результаты.
Тульские и ижевские оружейники представляют собой большие дружные коллективы, равноправными членами которых являются и конструкторы, и рабочие. От их искусства, от их влюбленности в свое дело зависит в конечном счете слава советского охотничьего оружия. В числе лучших отечественных граверов-оружейников последнего десятилетия следует отметить туляков - В. А. Бурдыкина, Е. И. Глинского, И. Д. Грачева, Г. А. Куракова, В. А. Чурочкина, И. В. Щербино; ижевчан - В. М. Белобородова, Л. М. Васева, В. К. Галанова, Л. П. Куршина, А. А. Лекомцева, А. С. Солонинова.
Общая особенность творчества всех граверов по оружию - работа на ограниченных, неизменных плоскостях, отводимых для работы. Форма их задана раз и навсегда, вариации здесь возможны только в немногих деталях. Мало в каком другом виде декоративно-прикладного искусства есть столь строгие ограничения. Кубачинский златокузнец или палехский живописец, например, могут по своему усмотрению найти должную взаимосвязь самого разнообразного по форме изделия и его декора, а ижевскому или тульскому мастеру необходимо вписать задуманную декоративную композицию в жесткие пространственные рамки ружья.
Однако граверу-оружейнику необходимо мыслить еще и объемами, как скульптору. Орнаментальные арабески и сюжетные композиции должны органично соединяться в единое целое, "перетекать" с одной плоскости ружья на другую. Знатоки оружия хорошо понимают это, когда, рассматривая какое-нибудь замечательное изделие, они медленно поворачивают его в руках, восхищаясь его достоинствами. Ни одна фотография не способна передать весомую пластику сложных, словно "литых" объемов ружья, гармоничную взаимосвязь всех его изгибов, изменчивость блеска гравированного металла, мягкую красоту отполированного дерева...
В той или иной части ансамбля ружья каждый материал приобретает особое значение. Деревянные части выделяются плавностью крупных форм, богатством по-разному играющей текстуры, интенсивностью цветового звучания. Именно ложа и цевье, наиболее часто соприкасающиеся с руками охотника, вносят нотку рукотворной, естественной теплоты. Иссиня-черные стволы (иногда, впрочем, они бывают серые или коричневые) резко контрастны им однообразием своей фактуры, геометрической строгостью линий. Стволы завершают ансамбль, придавая ему стремительность и легкость. Скульптурно вылепленная, прихотливо узорчатая коробка воспринимается как декоративный центр ружья...
Предпринятая нами попытка искусствоведческого анализа оружия может казаться спорной. Несомненно, однако, что ружье представляет собой самобытное, функционально отточенное произведение прикладного искусства; это - сложный декоративный ансамбль, создаваемый мастерами в рамках прочных традиций и эстетических воззрений. Совершенное по форме ружье всегда будет служить символом причастности человека к природе, свидетельствовать о высоком техническом и культурном потенциале конкретного мастера, предприятия, государства.
Рис. 1. Основные детали декоративного ансамбля ружья на примере ИЖ-26: 1 - вырез на казенном срезе ствола под крылышко; 2 - щиток коробки; 3- рычаг запирания стволов ("ключ"); 4 - кнопка предохранителя; 5 - ось шарнира; 6 - прилив; 7 - боковая плоскость коробки; 8 - крылышко; 9 - яблочко; 10 - торец боковой плоскости коробки; 11 -спусковая (предохранительная) скоба; 12-лепесток ложи; 13 - хвостовик скобы; 14 - "слезка".
Рис. 2. Декоративное решение ансамбля ружья ИЖ-26, характерное для 1950-х годов. Декор выявляет детали конструкции. Всечка золота и серебра, инкрустация сплавами, чеканка. Граверы Л. М. Васев и Л. П. Иуршин.
Рис. 3. Перегруженность конструкции изощренным декором. Резьба по дереву, инкрустация перламутром, серебро, золото, чеканка, всечка. Ружье ТОЗ-34. Гравер И. В. Щербино.
Рис. 4. Относительно удачное выявление особенностей формы оружия декором. Резьба по дереву, инкрустация перламутром, серебро, чеканка, всечка. Ружье ТОЗ-34. Гравер Е. И. Глинский.
Рис. 5;. Современная транскрипция традиционного "спирального" орнамента. Гравер скован угловатыми формами коробки. Золото, серебро, всечка, чеканка. Охотничий карабин "Медведь". Гравер Ю. С. Блинов.
Е. Шумилов, кандидат искусствоведения , Охота и охотничье хозяйство, № 5, 1980