Златоустовские охотничьи ножи
   Нож тесак, нож обоюдоострый, охотничий нож. Описание, рисунки, клинок, ножны. Гарнитур охотничий.
   В XIX в.  одним из основных центров по изготовлению холодного оружия стала Златоустовская оружейная фабрика. Она должна была производить, по определению департамента горных и соляных дел, 30 тыс. единиц холодного оружия в год. Охотничьего оружия, особенно в первые годы существования фабрики, производилось очень мало, судя по документам - единицы. Так, с 1818 по 1823 г. было изготовлено всего 6 единиц охотничьего оружия. Украшенные охотничьи ножи, которые считались предметом роскоши, отправлялись в Петербург для подарков "высоким особам". Понравившееся изделие можно было при необходимости повторить, ибо все украшенное холодное оружие делалось "в два ряда"; при этом на фабрике, в ее коллекции, под определенным номером оставался "один ряд".
   В коллекции, судя по сохранившейся переписи, находился "клинок охотничьего ножа из Дамаска с первыми опытами шафовой позолоты" и "клинок прямого охотничьего ножа насечной работы с первыми опытами шафовой позолоты". Судя по другим работам, охотничье оружие иностранных мастеров Шафов не отличалось большой художественной значимостью. Но в целом оно отвечало вкусам заказчиков, которые требовали: "...тонкость политуры и доброта отделки должна заменить собою все украшения". Благородную простоту и строгую изысканность классических форм дополняли скульптурные эфесы из золоченой бронзы или слоновой кости, ножны, украшенные позолотой или чеканкой. Но в основном охотничьи ножи и кинжалы изготовлялись со стальными эфесами, с возвышенной позолотой, со стальными или кожаными ножнами. Гладкая, блестящая поверхность клинка, украшенная рисунком возвышенной позолоты, и фон, декорированный точками ("под чешую") при помощи выт|5ввки и синения, представляли собой - вместе с эфесом - единое, гармоничное целое.
   Необычайным слиянием высокого мастерства и искусства отличались все изделия русского мастера И. Н. Бушуева (1800-1834). Декор охотничьего оружия, украшенного им, отличался неисчерпаемым богатством фантазии, разнообразием сюжетов. Русский оружейник наряду с растительными элементами классического орнамента широко применял сюжетные сценки охоты, травли зверей и др.
   Много охотничьего оружия было украшено другим мастером Златоустовской фабрики - И. П. Бояршиновым, который после смерти И. Бушуева стал "главным клинковым рисовальщиком". Будучи последователем своего старшего товарища, И. П. Бояршинов внес в искусство украшения оружия, особенно охотничьего, много нового. В 1834 г. в Петербург был отправлен охотничий нож из литой златоустовской стали с возвышенной позолотой; на клинке ножа "представлена травка зверей"; эфес стальной, с возвышенной позолотой, рукоятка слоновой кости; ножны оклеены малиновым бархатом со стальной оправой возвышенной позолоты. Клинок ковал мастер Вольферц, калил мастер Эберт, точил и полировал Оверин, оправу и эфес делал Южаков, рукоять и ножны - мастер Пелявин, рисовал и золотил Бояршинов. Рисунки на ноже подробны и конкретны. Изображение камышовых зарослей, вылетающих уток, деталей одежды охотников - все это делает жанровые сценки удивительно жизненными. Эта реалистическая тенденция в дальнейшем значительно усиливается в творчестве И. П. Бояршинова.
   С 1834 г. охотничье оружие в небольших количествах изготовлялось и другими мастерами - К. Вольферцем и В. Южаковым, Они, овладев способом изготовления различного восточного холодного оружия, создали его великолепные образцы.
   Охотничьи ножи В. Южакова были "домасцевые, травленые", или с насечкой, где турецкие письмена трактовались орнаментально, как это делали ремесленники Древней Руси. Рукоятка изготовлялась из черного дерева или слоновой кости, украшалась резьбой; ножны обтягивались красным или зеленым сафьяном, кожей или бархатом. Все вместе создавало ощущение декоративного богатства, большой художественной ценности изделия.
Будучи оружейником-универсалом, В. Южаков сам ковал, калил, полировал и украшал клинки, изготовлял к ним эфесы, ножны и рукоятки. Поэтому его изделия отличались не только мастерством исполнения, но и единством замысла. Подобно И. Бояршинову, В. Южаков часто украшает охотничьи клинки сценами охоты, уделяя большое внимание конкретным деталям.
   В середине XIX в. охотничьего оружия стали изготовлять гораздо больше. Теперь оно не только отсылается "для подношения высоким особам",  но и производится по заказам частных лиц или на выставки.
   В 1849 г. в Златоусте были изготовлены охотничьи ножи с рукоятками, а также "охотничий нож с ручкою из слоновой кости, с бархатной ножною и со стальною травленою оправою".
   В 60-70 гг. XIX в. наблюдается усиление декоративности в изделиях Златоуста. Охотничье оружие в это время значительно совершенствуется, увеличивается его производство. Особенно разнообразным становится оружие с преобладанием восточных форм. При этом мастера, стремясь к оригинальности, нередко теряли чувство меры и художественный вкус. В эти же годы меняется техника, появляются новые приемы (штамповка), новые материалы (яшма); меняются и заказчики: теперь это не только знать, но и богатые купцы.
   Представление о характере охотничьего оружия конца XIX-начала XX вв. дает "Брошюра" (прейскурант) за 1912 г. Внимание читателя-заказчика обращается на то, что в Златоусте приготовляются "ножи и кинжалы всевозможных форм арабского, турецкого и кавказского образцов, с украшением золотой и серебряной насечкой на оправе, с инкрустацией на черешках, с серебряными оправами под чернью..." Клинки охотничьих ножей и кинжалов ковались из литой стали и из сварочного булата (дамаска), который "очень красив по внешности, значительно уступает литой стали по твердости и гибу (мягче на руку и слабже держит гибку)". Златоустовские оружейники делали, и финские ножи с клинком литой стали, с рукоятками из черного дерева, в кожаных ножнах.
   Работа могла быть и более богатой - "с рукоятью, оправленной в композицию под вид серебра". Изготовляли и охотничьи ножи, складывающиеся в рукоятки из черного дерева, оправленные нейзильбером (сплав меди, никеля и цинка).
   Специально для медвежьей охоты златоустовские мастера делали ножи различного размера, с клинками литой стали, в стальной вороненой оправе, с рукоятками из черного дерева, в шагреневых ножнах.
   Характер рисунков, украшающих плоскости клинков, был различен по тематике и сложности: сюжетные сценки, пейзажи, растительный и цветочный орнаменты, замысловатая плетенка с включением миниатюр, вензелей, надписей. Рисунки создавались на фабрике художниками Г. А. Зайцевым, В. А. Киселевым и др.
   По желанию заказчика "изделие можно было приготовить по особым оригинальным, специально выработанным на фабрике и одобренным по рисунку заказчиком образцам..." Широкую возможность выбора давали разнообразные методы, которыми в совершенстве владели златоустовцы. Они, в частности, производили золочение и серебрение "через огонь". Этот метод, дающий стойкий и доброкачественный декор, в настоящее время не применяется. Мастера "наводили" на поверхность металлов синение, отделывая ее "под моржовую кожу", воронение, наносили эмалевые краски, дающие красивый декоративный фон для позолоченной и посеребренной граверной работы. Широко применялась мастерами и техника насечки, дающая необыкновенный по красоте рисунок. Она могла выполняться золотом, серебром и медью. Металлическая поверхность украшалась и гальваническим путем, с осаждением на сталь золота, серебра и других металлов.
   При украшении холодного оружия златоустовские умельцы редко применяли какую-либо одну технику. Обычно удачное сочетание различных способов позволяло создавать ощущение красочности и богатства изделия. Для этого применялись все знакомые мастерам методы украшения металла, дерева и кости.
   Златоустовские оружейники стремились к максимальному овладению тайнами своего мастерства. Их охотничье оружие отмечено чертами неиссякаемого таланта русского мастерового человека.
А. ЕЛИСЕЕВА,старший преподаватель Челябинского института культуры
Журнал "Охота и охотничье хозяйство", №9, 1980г.

   1. Нож типа тесака. 1818 г. Клинок
стальной; 59X3 см; отделка травлением,
гравировкой, воронением, позолотой.
Мастер И. Бояршинов.
   2. Рукоять этого же ножа. Крестовин,
и навершие бронзовые, позолоченные.
Собственно рукоятка костяная, с
насечкой. Общая длина рукоятки 13 см.
   3. Нож обоюдоострый. Середина XIX в.
Клинок из аносовского булата. Длина
клинка 26,5 см, ширина у рукояти 4 см.
Рукоять костяная.
Ножны деревянные, обтянутые
синим бархатом. Накладки стальные, с
травленым орнаментом.
   4. Наконечник ножен этого же ножа.
   5. Нож обоюдоострый. Вторая половина
XIX в. Клинок стальной; 35 см Х 4,5 см;
украшен позолотой, гравировкой и
воронением. Рукоять металлическая,
с роговыми накладками, украшена так же.
Ножны деревянные,
обтянуты зеленой кожей. Накладки
стальные, украшены в той же технике.
   6. Нож охотничий. Вторая половина XIX в.
Клинок стальной; 24x2,8 см.
Ножны деревянные, обтянуты тканью.
Накладки стальные, с травленым
орнаментом.
   7. Гарнитур охотничий из большого и
малого ножей, шила с крючком.
Клинок большого ножа стальной,
украшенный травлением; 26X4,5 см.
Клинок малого ножа стальной, длина
10,5 см. Ножны деревянные,
обтянуты кожей, с воронеными
стальными накладками.
Фото Л. БОЙЧЕНКО

См. также: Охотничий нож: каким ему быть

загрузка...
златоустовские охотничьи ножи
Главная >> Оружие и снаряжение >> Златоустовские охотничьи ножи. Нож охотничий, тесак
ель
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
   Использование материалов сайта возможно при размещении активной ссылки
   © 2009 - 2018   Охота, природа ... - Информационный портал
ветки сосны, природа
загрузка...

Методы испытаний охотничьих ружей
Механизм отбоя курка для бескурковок
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке поведения с оружием
Снаряжение дробовых патронов
Бой стволов с цилиндрической сверловкой
Пристрелка гладкоствольного ружья
Прицеливание при стрельбе по движущейся мишени из дробового ружья
Некоторые характеристики охотничьих ружей, клейма, скорость дроби
Дальность эффективного выстрела
Оборудование охотничьих стрельбищ за рубежом
Тульский полуавтомат в работе (МЦ21-12)
Из опыта эксплуатации МЦ21-12
Охотничий рог
Охотничий нож: каким ему быть
Из опыта эксплуатации снегохода “Буран”
Ружья СССР до 1965г.

ОХОТНИЧЬИ РУЖЬЯ
Полуавтомат МР-153. Паспорт, описание
Ружье ИЖ-12
Ружье ИЖ-18
Ружье ИЖ-27
ИЖ-43
Ружье ИЖ-54
Ружье ИЖ-81
Ружье МР-133
ТОЗ БМ-16
ТОЗ-34
ТОЗ-34 в эксплуатации
ТОЗ-91
Ружье "Бекас-16 авто"
Ружье МЦ 21-12
МЦ 110
МЦ 255
МЦ21-12 на охоте
Ружье ИЖ-57
Ружье МЦ5-02
Охота, ружья, дичь
Рейтинг@Mail.ru
одежда, снаряжение для охоты, рыбалки