загрузка...
ель
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
   Использование материалов сайта возможно при размещении активной ссылки
   © 2009 - 2017   Охота, природа ... - Информационный портал
ветки сосны, природа
загрузка...
Главная >> Оружие >> Снегоход "Буран"
Рейтинг@Mail.ru
Снегоход "Буран"

   Обширны охотничьи угодья Крайнего Севера. Их нормальное опромышление сдерживается малочисленностью охотников и недостатком высокопроходимого зимнего транспорта индивидуального пользования. До сих пор, как сотни лет назад, охотники используют для разъездов оленьи и собачьи упряжки.
   Отдавая должное надежности такого транспорта, следует заметить, что и скорость, и радиус действия его очень ограничены. При частом использовании оленей и собак работоспособность их резко падает, а при трудных дорожных условиях они нередко отказываются работать. Кроме того, при использовании оленей необходимо выпасать их стадом, так как иначе они разбегутся; надо вести кочевую жизнь, поскольку ягельные корма быстро вытравливаются. При использовании собак охотникам приходится нести большие затраты на покупку крупы, на уход за упряжкой, скармливать много ценных мясных и рыбных кормов.
   Замена оленьего и собачьего транспорта механическим диктуется всем современным укладом жизни. Из-за отсутствия механического транспорта не идет на промысел молодежь, предпочитая менее трудоемкие отрасли хозяйства с более стабильным заработком.
   Как показал зарубежный опыт, внедрение в охотничий промысел снегоходов вызвало приток молодых охотничьих кадров. И отечественная практика использования снегоходов в народном хозяйстве свидетельствует, что они могут поднять на новую ступень охотничий промысел, материковое рыболовство и оленеводство. На примере Ненецкого национального округа, где мы во многих хозяйствах провели испытания снегохода "Буран", видно, какая имеется потребность в этом транспорте. Завозимые снегоходы раскупали в течение нескольких часов. В рыбкоопах образовывались большие очереди из желающих их приобрести.
   В настоящее время промышленность приступила к серийному производству снегоходов "Буран". Их выпуск с каждым годом будет увеличиваться. Нет сомнений, что в ближайшие годы эта машина станет основным видом зимнего транспорта охотников.
   Каковы ходовые качества снегохода? Какова его надежность? Эти вопросы интересуют всех, кому необходим снегоход.
   Нарьян-Марская сельскохозяйственная опытная станция НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера провела испытание снегохода в условиях Ненецкого национального округа. Для этого был приобретен серийный снегоход "Буран", выпущенный в июле 1973 г.
   Автору данной статьи поручили выяснить проходимость снегохода при разном состоянии снегового покрова в условиях сильно облесенной местности в лесотундре и типичной тундре. Ставилась и частная задача - выяснить возможность использования снегохода для уничтожения волков, так как в связи с ослаблением борьбы с ними они стали наносить существенный ущерб оленеводческим хозяйствам округа.
   Для испытания снегохода мы вместе с работниками госохотинспекции А.Бородкиным и С. Петрусенко, ехавшими на втором "Буране", покрыли расстояние около 2 тыс. км, причем 1 тыс. км шли с 7 по 15 апреля 1974 г. В этот период через Ненецкий национальный округ прошли снегоходы Рыбинского моторостроительного завода, совершавшие пробег из Рыбинска через Нарьян-Мар до Воркуты. С 1 по 15 мая автор статьи уже в одиночку проехал еще 800 км по Малоземельской тундре.
   Во время испытания снегохода мы ездили по лесным массивам, северному редколесью, редкому кустарнику и типичной тундре. Ездили по рыхлому снегу, по снегу с ледяной тонкой коркой, образовавшейся после неожиданно выпавшего среди зимы дождя, по плотному насту и по мокрому весеннему снегу. В конце пробега встречались даже бесснежные участки. На снегоходе мы взбирались на сопки, пересекали тундровые реки, ручьи и овраги с крутыми берегами.
   Снегоход имеет удельное давление на снег около 40 г на 1 см2. Это почти в десять раз меньше, чем у волка, если он при прыжке опирается на две лапы. Поэтому снегоход хорошо идет по рыхлому снегу даже большой глубины. Безусловно, рыхлый снег создает большее сопротивление движению, чем уплотненный, и поэтому расход бензина при движении по такому снегу возрастает. Обычно бака бензина (30 литров) хватает на 100 - 200 км пути.
   Машина имеет мощный мотор, может развивать большую скорость даже при езде по сильно пересеченной местности. При езде по тундре, где снег всегда уплотнен, снегоход идет еще лучше и может развивать скорость значительно большую, чем гарантированная заводом (50 км/час).
   Однако в тундре препятствием становятся плотные снежные заструги и вести машину со скоростью более 30 - 40 км в час трудно. Снегоход рассчитан на двух человек и буксировку нарт с грузом. Общий вес нарт и груза должен быть не свыше 250 кг. На ровной местности снегоход может тянуть и больше. С грузом в 250 кг он свободно взбирается на крутые берега тундровых речек.
   Труднее всего двигаться снегоходу в условиях, когда на снегу образуется тонкая ледяная корка, создающая огромное сопротивление движению. В таком случае водителю следует переместиться назад, а пассажира пересадить на нарты или тянуть на буксире на лыжах.
Снегоход демонстрировали оленеводам и охотникам в колхозах "Харп", "Нарьян-ты", им XX партсъезда и в пяти стадах Нарьян-Марской сельскохозяйственной станции. Оленеводы и охотники совершали на нем объезд угодий и пастбищ, проводили розыск отставших оленей, возили груз. Всюду снегоход получил положительную оценку.
   Очень широкое применение найдет снегоход в комплексных промыслово-охотничьих хозяйствах. С его помощью можно усилить опромышление удаленных охотугодий и тундровых водоемов. Если в хозяйстве есть олени, то снегоходы хороши для выпаса и розыска отбившихся животных, для смены пастушьих звеньев, для перевозки имущества и для других транспортных работ.
   Особое значение будет иметь снегоход для охотничьего промысла. Сократится непроизводительное время переезда к месту промысла и от ловушки к ловушке, что позволит обслужить большее их количество. Это повысит производительность труда охотников. С помощью снегоходов может быть организован сбор пушнины и завоз продуктов. В итоге больше времени охотники смогут уделять непосредственно промыслу. Повысится культура труда охотника. Охотники смогут чаще бывать в поселках для сдачи пушнины, у семьи, для закупки свежих продуктов, для посещения культурных заведений.
Внедрение снегоходов в сельскохозяйственное производство Крайнего Севера будет способствовать росту охотничьих кадров.
   Испытания снегохода показали, что это очень нужная и достаточно надежная в условиях Севера транспортная машина. Рыбинский ордена Ленина моторостроительный завод, развернув массовый выпуск снегоходов, окажет большую помощь в развитии сельского хозяйства Севера и в лучшем освоении его природных богатств.
   Снегоход показал хорошие ходовые качества и достаточную надежность, однако его возможности могут быть значительно расширены. Одним из недостатков снегохода является его большой вес, поэтому в случае необходимости ремонта в пути ходовой части трудно одному положить его на бок. Недостаточной прочностью обладают пружины катков и лыжная рессора. Мало надежны были ремни вариатора. Сейчас они лучшего качества и завод дает их в запас четыре штуки.
   Практически, кроме смены ремней вариатора, выхода из строя рессоры и пружин катков, других поломок не было. Мелкие замечания по созданию условий для более легкого обслуживания снегохода заводу даны и они приняты им к сведению.
   Мы испытали возможности снегохода для проведения борьбы с волками. Волки нападали на стада колхоза "Харп" и сельхозстанции. Охотовед А. Бородкин с бригадиром А. Соболевым на "Буране" стали преследовать хищников. Спасаясь от погони, волки пересекали реки с крутыми берегами, на некоторое время отрывались от преследователей, но все же были настигнуты и убиты. Это были матерые самец с самкой. Отстрел произвели при неблагоприятной погоде, когда даже с помощью авиации осуществить его было невозможно.
   Высокие ходовые качества снегохода и большая скорость позволяют догонять в открытой местности любого зверя. Поэтому эта машина в руках недобросовестных людей может стать орудием браконьерства. В связи с этим необходимо запретить бесконтрольную розничную продажу этих машин и снабжать ими в первую очередь органы рыбоохраны, госохотинспекции и проверенных охотников-промысловиков, сдающих продукцию государству.
Конструктивно возможно установление на снегоходе ограничителя скорости, при наличии которого машина не потеряет проходимости, но не сможет превышать заданной скорости, что исключит браконьерство. Срочно надо решить и правовые вопросы. Пока автоинспекция не предъявляла никаких претензий к водителям снегоходов, ездившим на них без номерных знаков и водительских прав. Не решен вопрос, какие права на вождение снегохода необходимы и кто их должен выдавать. Пока не поздно, надо продумать и систему контроля за использованием снегоходов. Мы считаем, что все снегоходы надо взять на учет, выдать им номера, которые должны быть крупными цифрами написаны на капоте. При такой системе возможен будет контроль с помощью авиации.
   За браконьерство, совершенное с помощью снегохода, необходимо применять санкции, влекущие, наряду с административной или уголовной ответственностью, к конфискации снегохода, как орудия промысла.
   В.МАКРИДИН, кандидат биологических наук. Охота и охотничье хозяйство, 3, 1975

    Из опыта эксплуатации снегохода “Буран”