загрузка...
ель
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
   Использование материалов сайта возможно при размещении активной ссылки
   © 2009 - 2017   Охота, природа ... - Информационный портал
ветки сосны, природа
Главная >> Оружие >> Из опыта эксплуатации снегохода “Буран”
Рейтинг@Mail.ru
Из опыта эксплуатации снегохода "Буран"
   За последиме 10-15 пет широкое распространение за рубежом получил новый вид зимнего индивидуального транспорта - мотонарты, или, как их сейчас называют, снегоходы. Небольших размеров, рассчитанные на перевозку одного-двух человек (или груза до 150- 200 кг) и буксировку легкого прицепа, эти "снежные мотоциклы" обычно снабжены даухтактными одно-двухцилиндровыми или роторными двигателями мощностью 5-50 л, с. и более, как правило, с принудительным воздушным охлаждением, позволяющими развивать даже на целинном снегу с грузом скорость, нередко превышающую 70- 80 км/час.
   Низкие удельные давления на снег лыж и гусениц (0,016-0,06 кг/см1), малые габариты и вес (от 60 до 320 кг), высокая удельная мощность двигателя - все это обеспечило новому виду снегоходного транспорта чрезвычайно высокую проходимость (лучшую, чем у обычных гусеничных тягачей), маневренность, способность преодолевать крутые заснеженные подъемы (до 40°), развивать высокие скорости движения по снегу (на соревнованиях свыше 200 км/час). Мотонарты хорошо используют охотники, лесники, связисты, врачи, геологи, изыскатели, горные спасатели, топографы; их применяют для туризма и в спортивных целях. За рубежом для путешествий на Севере они практически полностью вытеснили традиционные собачьи и оленьи упряжки, обеспечив при этом в несколько раз более высокую скорость передвижения с большим грузом и на значительные расстояния. Основные производители снегоходов за рубежом США, Канада, Япония, Швеция, Финляндия, Италия ФРГ, всего 22 страны.
   В нашей стране, после выпуска в разные годы значительного количеств опытных образцов, несколько лет назад на хабаровском заводе "Промсвязь" началось производство в сравнительно небольших количествах средних снегоходов "Амурец" типа НАМИ-095БА. Однако ввиду своей низкой надежносп плохой проходимости и малой скорости они отрицательно показали себя в эксплуатации и, не нашли применения. Их сменила более совершенная модель "Лайка-2".
   Продолжая работы по созданию и освоению производства нового вида снегоходного транспорта, Рыбинский ордена Ленина моторостроительный завод (РМЗ) в 1971 г. построил опытные образцы тяжелого двухгусеничного (с одной рулевой лыжей) снегохода "Буран" и в 1972 г. организовал его производство, выпустив в том году 100 машин. В 1973 г. их было выпущено уже 1 тыс., а в 1974 г.-- свыше 2,5 тыс. Первые партии этих снегоходов, не имеющие аналогий ни среди автомобилей и тягачей, ни среди мотоциклов, были проданы в северных районах как товар народного потребления, в личное пользование, и разошлись по всей стране от Кольского полуострова до Камчатки.
   Появление на широком рынке принципиально новой машины необычной конструкции при полном отсутствии опыта ее эксплуатации в специфических условиях Севера вызвало ряд вопросов у потребителей, а поспешный ввод их в эксплуатацию без достаточного изучения особенностей конструкции и обслуживания, а также неумелое обращение быстро выводили снегоходы из строя. Не останавливаясь подробно на этих особенностях, исчерпывающе описанных в заводском руководстве по эксплуатации (110000010 РЗ), а также в журнале "За рулем" (№11 за 1973 г. и N8 8 и 11 за 1974 г.), следует прежде всего отметить узкое целевое назначение "Бурана": перевозка не более одного-двух человек в условиях заснеженной целины и заснеженных дорог с подъемом не круче 20° и со скоростью не более 50 км/час при температуре не ниже минус 40е С с возможностью одновременной буксировки санного прицепа общим весом не более 250 кг. Все попытки эксплуатации снегохода "Буран", особенно необкатанного, с превышением указанных нагрузок и скоростей приводят к быстрому выходу из строя его узлов и агрегатов, в первую очередь цилиндро-поршневой группы двигателя и ремней вариатора, а порою приводят и к серьезным авариям машины.
   Рассмотрим кратко основные узлы "Бурана", особенности его управления и некоторые вопросы техники безопасности, связанные с его эксплуатацией.

ДВИГАТЕЛЬ
   Двигатель РМ3-640 специально создан для установки на снегоход "Буран", так как известные мотоциклетные моторы аналогичной мощности не удовлетворяют требованиям напряженной эксплуатации на подобных машинах: высокой надежности и долговечности при малом весе, способности длительно работать без перегрева при максимальной мощности и при любом положении двигателя, легкого запуска без подогрева при температуре воздуха до -40°С, устойчивой работы на холостых оборотах, стабильного теплового режима, приемистости, достаточного запаса мощности. Благодаря последнему свойству двигатель "Бурана" в случае крайней необходимости позволяет ехать на одном цилиндре. Однако он значительно сложнее мотоциклетного и требует внимательного изучения, тщательного и умелого обслуживания.
   Совершенно недопустимо применение бензина марок А-66 и А-72, к тому же в смеси с низкокачественными маслами типа Автол. Двигатель нормально работает только на бензинах АИ-93, А-76 или на авиабензинах Б-91/115 и Б-95, лучше всего на неэтилированных, поскольку применение этилированных бензинов приводит к быстрому нарастанию налета свинца на электродах свечей, весьма напряженных в тепловом отношении. Это, в свою очередь, ведет к перебоям в работе двигателя и заставляет часто прочищать свечи, а иногда и заменять их.
   Необходимо тщательно фильтровать заправляемый в бак бензин, особенно следя за тем, чтобы туда не попадали вода и снег, так как засорение системы грязью, забивание снегом фильтра-отстойника карбюратора и образуемые на морозах ледяные пробки в трубопроводах полностью прекращают подачу бензина. Рекомендуется почаще промывать полость бензобака. В сильные морозы для предотвращения образования ледяных пробок хорошие результаты дает добавление в топливо около 1 % технического спирта.
   Желательно ездить с как можно более заправленным бензобаком, иначе в сильные морозы на оголенных внутренних стенках бака образуется изморозь, которая увеличивает содержание в топливе воды. На ночь полезно, не останавливая двигатель, отсоединить подающую трубку от карбюратора и, выработав весь бензин из него, продуть трубку.
   Часто причиной прекращения подачи топлива в сильные морозы является закупорка льдом канала во фланце крепления карбюратора, связывающего верхнюю полость диафрагмы бензонасоса с кривошипной камерой двигателя, а также засорение на карбюраторе штуцера слива топлива в бак.
Необходимо также периодически подтягивать гайки крепления головки цилиндров и особенно - прокладки карбюратора, поскольку появление неплотности в ней приводит к подсосу воздуха, резкому обеднению рабочей смеси и как следствие - удлинению времени ее горения, в результате чего пламя распространяется в кривошипно-шатунную камеру, что может вызвать прогорание поршня.
   Двигатель "Бурана" достаточно уверенно заводится электростартером при температуре окружающего воздуха до минус 35°С (с применением подсоса). При более низкой температуре запуск электростартером ввиду значительной потери напряжения и емкости аккумулятора весьма затруднен и производится вручную с подогревом паяльной лампой цилиндров и карбюратора, при соблюдении мер пожарной безопасности. Однако следует иметь в виду недостаточную надежность работы ручного стартера (обрыв пускового шнура, проскальзывание колодок по ступице, заклинивание шкива и т. д.) и его ограниченный ресурс. Поэтому для запуска в основном следует пользоваться электростартером, для облегчения работы которого желательно на ночь батарею заносить в теплое помещение или пользоваться посторонним источником тока.
   При низкой температуре после запуска для ускорения прогрева двигателя необходимо закрыть (можно рукой) выход воздуха из рубашки охлаждения двигателя. Рукоятка реверса при этом должна быть в нейтральном положении.
   В движении следует следить за работой вентилятора, так как обрыв его приводного ремня вызывает почти мгновенный перегрев двигателя и его заклинивание. Это особенно опасно при температуре воздуха, близкой к нулю, когда система охлаждения двигателя не имеет особых резервов.

ТРАНСМИССИЯ
   На первых этапах эксплуатации снегохода "Буран" распространенным явлением бывает преждевременный износ и обрыв ремня автоматического вариатора, кстати, широко применяемого почти на всех зарубежных снегоходах. Причина - неприработанные рабочие поверхности конических дисков вариатора и увеличенное радиальное и торцевое их биение (на ряде машин до 2-3 мм вместо допустимых 0,2 мм) в сочетании с тяжелыми условиями движения (большой груз, мокрый вязкий снег, крутые подъемы) и недостаточными навыками вождения, которые приводят к длительному буксованию ремня. Этот дефект также имеет место при езде на очень малых скоростях, при резком изменении подачи газа и при примерзании гусеницы к снегу или грунту. Поэтому перед троганием машины с места даже после кратковременной стоянки бывает необходимо раскачать ее (с борта на борт).
   Следует иметь в виду, что на снегоходе "Буран" запас сцепления по ремню вариатора меньше, чем по гусенице, что может привести при глубоком ее закапывании к длительному и бесполезному буксованию ремня, особенно замасленного, и к быстрому выходу его из строя (из-за образования залысин, подпалин, расслоений и др.). В этом случае ремень начинает "бить", разлахмачиваться и быстро рвется. После постановки нового ремня вариатора надо провести его обкатку в пределах 25-30 км с минимальной нагрузкой при скорости не выше 20--30 км/час.
   При движении в тяжелых условиях значительно нагревается ведущий шкив вариатора. При повышении его температуры до ~70°С (рука терпит) следует остановить снегоход для охлаждения шкива и ремня. Применение нестандартных, случайных ремней также быстро выводит вариатор из строя. При правильной же эксплуатации на приработанных дисках обкатанные ремни выдерживают пробег в 1000-1400 км и более.
   Во время работы вариатора с направляющих подвижных конусов и осей грузиков регулятора сбрасывается смазка и образующееся полусухое трение может привести к быстрому износу пар с последующим их разбалтыванием, а также к заклиниванию подвижных дисков и грузиков регулятора. Необходимо не реже чем через 300-400 км пробега смазывать эти поверхности тонким слоем смазки 1-13 (УТВ), для чего лучше снять подвижный ведущий диск вариатора. Применение смазки ЦИАТИМ-201 приводит к быстрому сбрасыванию ее с трущихся поверхностей при работе двигателя.
   Необходимо не забывать также смазывать скосы кулачковой муфты ведомого (переднего) диска вариатора и следить за сохранностью ее пластмассовых вкладышей, так как они иногда теряются. Правда, замена вкладышей несложна и производится достаточно быстро.
   Иногда при движении снегохода с большой нагрузкой "выскакивает" из зацепления кулачковая муфта переднего хода коробки реверса. Чаще бывает достаточно отрегулировать положение оси вилки переключения относительно корпуса, иногда же приходится подпиливать боковую поверхность поводка ввиду упора ее в вилку, что препятствует полному зацеплению муфты.
   Для легкого включения переднего хода достаточно подтормозить ведущий вал коробки реверса. Это также предохраняет кулачки муфты от преждевременного износа и последующего самовыключения.
   Перед началом эксплуатации машины необходимо проверить, свободно ли входят два болта крепления дополнительной опоры подшипника левого конца вала коробки реверса в отверстия кронштейна подмоторной рамы. В противном случае их надо распилить, чтобы эта третья опора не создавала дополнительных напряжений в подшипниках и в ведущем валу коробки реверса.
   Следует периодически проверять через бокое смотровое отверстие с помощью проволоки или прутика уровень смазки (МК-8 или МС-20, разбавленной веретенным маслом АУ) в картере коробки ресерса, не допуская падения его ниже 6-6,5 см от дна. Совершенно недопустима работа при сухой приводной цепи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
   При каждом удобном случае следует контролировать положение средних балансирных тележек подвески, которые При быстром движении по неровному профилю иногда переворачиваются на 180°.
   Бывают случаи отворачивания и утери болтов крепления осей балансиров подвески, особенно внутренних, поэтому на их контрение также надо обращать внимание. Необходимо почаще смазывать, лучше смазкой 1-13 (УТВ), подшипники опорных катков (если в них имеются пресс-масленки), так как защита их от грязи и снега недостаточна, и они нередко быстро разбалтываются.
   От правильного и равномерного натяжения гусениц зависит их работоспособность и долговечность. Надо следить не только за общим, но и за равномерным натяжением гусениц, не допуская их перекоса. Практика показала, что лри соблюдении всех этих условий и при нормальной эксплуатации гусениц хватает на 3 тыс. км пробега, что значительно превышает гарантийный километраж.
   При утере резинового буфера рессоры передней лыжи резко увеличивается ее прогиб, что может привести к быстрой поломке коренного листа, особенно после значительного пробега. Нужно следить и за самой лыжей: при большом абразивном износе иногда отламывается и теряется продольный гребень подошвы, а при езде с большой скоростью по твердым неровностям деформируется и сама лыжа.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
   Основные навыки управления изложены в заводской инструкции по эксплуатации. Тем не менее следует остановиться на некоторых особенностях управления машиной, выявившихся за период почти четырехлетней эксплуатации снегохода "Буран".
   Подъемы и спуски. Подъемы и особенно спуски необходимо преодолевать перпендикулярно склону, какой бы пугающей крутизны он ни был. В этом случае гусеницы нагружены почти одинаково и водитель сохраняет контроль над машиной, что редко удается сделать при преодолении препятствия наискосок.
   Любой боковой крен машины, особенно при движении по рыхлому мокрому снегу, приводит к потере сцепления одной из гусениц, к потере управляемости и, в конечном счете, к самозакапыванию снегохода. Часто при этом он заваливается набок, особенно с пассажиром. В этом случае надо прекратить обычно бесплодные попытки выбраться из образовавшейся ямы, поскольку гусеницы, зажатые со всех сторон снегом, как правило, не проворачиваются, а только буксует ремень вариатора. Необходимо, очистить ходовую часть от снега и утоптать его вокруг гусениц и лыжи так, чтобы корпус машины не опирался на снежный покров. Иной раз бывает достаточно передвинуть снегоход в сторону от колеи на утоптанную часть снега. Не следует вытаскивать машину упором в спинку сиденья, так как при этом ломаются его кронштейны.
   Крутые подъемы лучше всего преодолевать сходу. Машина, остановившаяся на подъеме, как правило, сама уже стронуться не может. При спуске наибольшую неприятность доставляют прицепные сани. Подталкивая снегоход, они легко разворачивают его, при Этом машина может опрокинуться набок. Меры предосторожности те же - спускаться только перпендикулярно склону, не тормозя и не поворачивая. В конце спуска лучше даМь разгон, тем самым выводя машину из-под наезжающих сзади саней. При езде через ямы и русла ручьев при спуске сани часто наезжают на снегоход сверху, создавая некоторую опасность для водителя.
   На очень крутых спусках с поворотами к саням полезно сзади привязывать тормозной якорь (поперечное бревно, небольшое дерево за вершину и др.) или временно их отцепить.
   Движение по дорогам. При движении по автомобильной или тракторной колее снегоход, обычно не удерживаясь посредине ее, идет с очень большим креном, что создает неравномерную боковую нагрузку на одну гусеницу. Это вызывает усиленный износ ее и подшипников ходовой части. Движущийся по такой колее снегоход практически неуправляем. Чтобы выехать из колеи, иногда приходится останавливаться и разворачивать машину вручную (лучше всего за лыжу).
   Повороты. Один снегоход без прицепа свободно движется и маневрирует по дорогам с любым покрытием - от рыхлого свежевыпавшего снега любой глубины до асфальта. Однако его управляемость зависит от покрытия. Если на рыхлом снегу радиус поворота составляет около 6-7 м то при движении по укатанной дороге, особенно с прицепом, приходится прибегать к искусственным приемам.
   Для эффективного разворота на плотном снегу следует нагружать внешнюю гусеницу для лучшего ее сцепления по сравнению с внутренней, перенося на нее вес тела водителя. На мягком рыхлом снегу снегоход легко заваливается набок, поэтому надо наклонять его в сторону поворота.
   Повороты на склонах с плотным снегом выполняются так, чтобы всегда была больше нагружена гусеница, расположенная выше По склону. Следует отметить, что протектор гусениц рассчитан на сцепление с поверхностью только в продольном направлении и допускает скольжение в поперечном. Это облегчает повороты, но делает неустойчивым снегоход на склонах, особенно обледенелых.
  При поворотах на склонах с глубоким рыхлым снегом всегда следует стремиться удержать снегоход в горизонтальном (поперечном) направлении, не допуская проскальзывания машины вбок, так как при этом гусеницы с опорными катками плотно забиваются снегом, резко возрастает сопротивление дви жению и снегоход может остановиться.
   При езде с прицепом весьма эффективны повороты с использованием сил инерции прицепа. Для этого надо при повороте резко сбросить газ или затормозить, повернув руль, и прицеп поможет развернуть снегоход.
   Езда на снегоходе вдвоем. При езде вдвоем, как правило, затрудняется управление машиной, поскольку за счет перераспределения нагрузки, особенно на глубоком мягком снегу, резко снижается эффективность рулевой лыжи. В этом случае лучше управлять снегоходом стоя - водитель хорошо видит дорогу, идущую по ней рулевую лыжу и переносом центра тяжести тела в сторону может облегчать поворот. При этом нагрузка на лыжу возрастает, что облегчает управление машиной.
Водные преграды. При преодолении больших луж или вскрывшихся ручьев надо учитывать, что при въезде в воду с большой скоростью снегоход глиссирует носком корпуса и гусеница теряет сцепление с поверхностью. Участки вскрывшихся ручьев с размокшим снегом обычно преодолевают на "Буране", настилая ветки и небольшие деревья.
   Движение задним ходом. Задний ход на снегоходе при плотном снеге осуществляется легко, но на рыхлом и глубоком рулевая лыжа задним концом врезавется в снег и выворачивается. В этом случае необходимо нагрузить ее передний конец -- встать на него кому-либо или самому водителю.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
   Травматизм. Его возможность создается при падении со снегохода, при опрокидывании на обледенелой дороге, при попадании в глубокую колею, на спусках  и подъемах с поворотами. Основные правила поведения в таких ситуациях: не пытаться удержать снегоход от опрокидывания, выставляя ногу; при опрокидывании надо стараться удержаться на машине. Следует опасаться осколков разбитого ветрового стекла.
   Особенно опасно опрокидывание снегохода и падение с него при езде вдвоем, когда за шумом двигателя водитель может не услышать даже крика упавшего пассажира, находящегося в таких ситуациях всегда в более худшем положении, поскольку ему фактически не за что держаться. По этой же причине совершенно недопустим монтаж на снегоходе каких-либо закрытых самодельных кабин без жестких металлических дуг безопасности. При езде по лесу опасность представляют сучья, ветки деревьев и особенно при падении - скрытые под снегом пеньки.
   Газы, шум. В безветренную погоду, особенно при движении с малыми скоростями по лесным просекам, при плохом монтаже системы отвода выхлопных газов может наблюдаться газовое отравление водителя и особенно пассажира, резко обостряемое применением этилированного бензина. Наибольшую опасность в этом случае создает езда на прицепе. По этой же причине крайне опасно оборудовать машину закрытой кабиной без принятия соответствующих радикальных мер по герметизации системы выхлопа. Для снижения утомляемости водителя, вызванной резким шумом двигателя, рекомендуется пользоваться различными шлемами и наушниками.
   Обмораживание. Обмораживание и переохлаждение можно предупредить, если правильно подобрать одежду и обувь. Особенно подвержены переохлаждению спина, поясница, лицо, правые рука и нога. На руки лучше надевать поверх теплых рукавиц брезентовые перчатки-краги с длинными раструбами.
   Для лучшей защиты водителя от встречного ветра желательно нарастить на 120--140 мм верхний обрез ветрового стекла так, чтобы он был приблизительно на уровне глаз. Лицо и щеки, особенно при боковом ветре (встречный ветер, если цело ветровое стекло, не представляет особой опасности), лучше всего закрывать маской и полетными очками со светофильтрами.
   Большую пользу приносит брезентовый штормовой костюм, надетый поверх теплой одежды, особенно при мокром снегопаде и в сырую погоду При этом важно, чтобы штормовая куртка была перехвачена в талии ремнем или стянута резинкой.
   Следует отметить, что при езде вдвоем пассажир охлаждается в значительно большей степени. Иногда ему даже лучше ехать лицом назад.
Общие требования. В любой особенно одиночной поездке в радиусе свыше 3 км, в качестве обязательных запасных частей на каждом снегоходе необходимо иметь ремень вариатора, свечу зажигания и ремень привода вентилятора. Вообще же дальние поездки на снегоходе в одиночку следует признать недопустимыми. Практика показывает, что в случае пробуксовки или опрокидывания машины на глубоком рыхлом снегу одному человеку поднять и вытащить ее чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Следует учитывать и повышенную пожароопасность снегохода, так как бензобак, двигатель, выхлопные трубы и глушитель расположены в непосредственной близости друг от друга, что может привести к пожару при опрокидывании и вытекании бензина из бака. На машине необходимо иметь огнетушитель.
   При опрокидывании снегохода возможно вытекание электролита из аккумулятора.
   Необходимо следить, чтобы при работе двигателя в вентилятор не засасывались предметы, могущие вывести его из строя.
   Каждый снегоход в соответствии с современными требованиями должен иметь аптечку, в состав которой обязательно входят сердечные средства, наружные средства на случай обмораживания или ожогов, дезинфицирующие и перевязочные материалы.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ПРОБЕГА
  В марте -- апреле 1974 г. был проведен испытательный пробег восьми серийных снегоходов "Буран" по маршруту Рыбинск - Вологда - Северная Двина - Пинега - поселок Лещуконское - поселок Усть-Цильма - Нарьян-Мар - Воркута. Длина маршрута была около 2900 км, он проходил через четыре растительно-климатические зоны Севера европейской части СССР при путевых температурах воздуха от -39°С до 4- 8°С. Пробег дал богатый материал как для завода-изготовителя, так и для организаций, заинтересованных в использовании снегоходов.
   Основные выводы, к которым мы пришли после пробега, следующие.
  Снегоход "Буран" - мощная и достаточно надежная машина, способная уверенно передвигаться с грузом 150- 200 кг по любому снежному покрову и по твердым дорогам со средней скоростью до 25-30 км/час и преодолевать затяжные подъемы крутизной 20 градусов.
   Наиболее рациональный способ применения "Бурана" - в качестве тягача для буксировки санного прицепа весом до 250-300 кг. Перевозка пассажира по рыхлому, особенно мокрому снегу приводит к затруднениям в движении и существенной потере устойчивости и управляемости машины.
   Управление машиной в целом легкое и доступное людям с небольшой практической подготовкой. Однако снегоход "Буран" имеет свою специфику управления, обслуживания, регулировки и ремонта, весьма отличную от автомобиля или мотоцикла и которую необходимо тщательно изучить.
   При нормальном управлении и обслуживании гарантийный пробег в 2 тыс. км выдерживают практически все агрегаты и узлы снегохода. Приходится лишь два-три раза менять вариаторный ремень.
   Е.Прочко. Охота и охотничье хозяйство, №12, 1975

Смотри также: Снегоход "Буран"