ВРЕМЯ СВЯЩЕННЫХ ЗВЕРЕЙ


При зарождении искусства любого народа появляется образ могучего зверя прародителя племени, родственника и покровителя. Так, например, американские индейцы считали своим предком ворона или пернатого сказочного змея, эскимосы - кита.

В науке это явление называется тотемизмом. Одни народы прошли через этот этап в глубокой древности, у иных он сохранился до наших дней, подтвердив тем самым закон неравномерности развития общества.

Отголоски древнейших поверий остались жить в названиях некоторых городов (и даже порою в названиях футбольных команд), в геральдических орлах и львах государственных и иных гербов, сказаниях и легендах позднейших времен (например, в христианстве). Недаром сатана оборачивается змеем, святой дух - голубем, а апостолам соответствовали звери-символы.

Древнейшие цивилизации мира тоже в значительной степени переняли первобытную племенную символику, поэтому образы зверей - спутников богов, зверей священных пронизывают все древнейшее искусство.

Особенно это характерно для цивилизаций Передней Азии и Восточного Средиземноморья (Египет, Месопотамия).
Лежащие на перекрестках торговых путей, в центрах обмена товарами и идеями, сопредельные и находящиеся то в состоянии войны, то в состоянии мира, цивилизации эти создали искусства огромной жизненной силы, в чем-то похожие, но в то же время резко друг от друга отличающиеся, настолько самобытные, что отличие их может быть выражено даже в небольшой печатке или в совсем маленьком амулете. Мощь и самобытность видны особенно ярко в изображениях зверей. Древнейшие из них найдены в долине Нила.

Культы священных животных у египтян были особенно многочисленны и сильны. Кого только там не обожествляли! Обожествляли жука-скарабея - за то, что он катит по земле навозный шар, а шар считался символом бога солнца Амона. Обожествляли и крокодила, и бегемота, и кобру, и льва. Находят огромные аллеи из священных каменных баранов. Мощь фараона символизирует сфинкс полулев-получеловек. Священной птицей бога мудрости и письма был черный ибис, богине веселья и любви Бастет прислуживала священная кошка, а священным зверем бога Амона был бык Апис с кругом-символом на голове.

Изображение священных животных требовало совсем иного подхода, чем изображение просто зверей. Постепенно выработались канонические, единственно допустимые приемы изображения, прошедшие сквозь века.

Отбор деталей и признаков привел к тому, что рисунок превратился в жесткий, но вместе с тем изящный символ зверя. Рисунок даже стал схемой, но схемой огромной силы и выразительности. Крупнейший наш анималист В. Ватагин так писал о впечатлении, произведенном на него египетской скульптурой: "Передо мной возник образ животного, глубоко обобщенный и полный значительности; движения животных полны спокойствия, а позы замкнуты в самоуглубленную и торжественную неподвижность..."

И не мягкий и привычный зверь предстает перед нами в небольшой статуэтке кошки, а существо почти сверхъестественное, могучее, твердое, сухое и величественное. Такими же предстают и другие священные звери.

Но иногда, словно устав от строгих канонов, египетские художники рисовали на стенах сцены прогулок и охот в светлых нильских зарослях, среди лотосов и папируса.

Исполненные свободной рукой, легкие и непринужденные, рисунки погружают нас в мир голубой воды и золотого камыша.
Замечательна одна такая фреска - с удодом. Пестрая птица сидит среди плодов и легкой листвы, освещенной солнцем.
Незамысловатая картина кажется символом какого-то вечного праздника: так много радости в рисунке на стене гробницы.
Иной взгляд на зверей и природу у художников Месопотамии. Там, среди пустынных и глинистых равнин, шесть тысячелетий назад жил таинственный народ - шумеры. В небольших городах-государствах возникали ремесла. Ковали медь и золото, лепили из глины посуду и украшали ее изображениями зверей. С одного такого вытянутого в высоту кубка и начинают обычно изучать их искусство.

Символ солнца - козел с огромными загнутыми рогами - увенчан фризом из бегущих охотничьих собак, еще выше - полоса каких-то водных птиц с длинными шеями. Сильно стилизованный, почти геометрический, этот рисунок все же говорит что-то о мире охот и болот.

Ближе к нам по времени искусство конца IV тысячелетия до нашей эры. Это - новая веха в развитии анимализма и искусства вообще. Достаточно вспомнить здесь золотую голову быка с шерстью из лазурита с арфы, положенной в гробницу царицы Шубад. Великолепная эта голова - одно из первых появлений образа быка, того самого быка, который вместе со львом станет излюбленным зверем в изображениях различных народов и пройдет через тысячи лет.

В кипении, борьбе и движении разных народов родился целый мир фантастических представлений и образов. То появляется крылатая богиня с птичьими ногами в сопровождении сов, то лев с головой орла, то быки с крыльями и бородатыми человеческими головами, то совсем уже дикое сочетание: голова льва с рогами антилопы, передние лапы - львиные, сзади - ноги орла.

Как будто кто-то кружит фантастический калейдоскоп, в котором человеческие личины перемешиваются с лапами, хвостами и телами зверей, крыльями, клювами и когтями птиц.

Фантазия художников в слиянии подобных разнородных частей безгранична, но это не совсем анимализм. Зверь не стоит в центре образов данного искусства, он только сопровождает богов и героев, подчеркивая их мощь. Иные попирают ногами львов, иные, как сказочный герой Гильгамеш, прижимают льва локтем, словно котенка. Или же зверей изображают сопровождающими царские процессии и охоты.

Рушились и вновь создавались царства. Но всё те же торжественные процессии львов и быков шествовали на фризах дворцов.

Вершина была достигнута в творчестве народа, прославившегося на весь древний мир крайней свирепостью, - в творчестве ассирийцев. В их искусстве бесполезно искать светлую радость от общения с природой или благостность египетских богоподобных зверей.

Сцены охот и штурмов, пиров и казней сменяют друг друга на рельефах. Звери здесь только объект охоты, но зато как показан этот дерущийся и умирающий зверь!

Лев, пробитый тяжелыми стрелами, изображен так, как мог его увидеть только человек, стрелявший в него сам. Лев, изрыгающий кровь; стрела пробила легкие зверя. Грива его стилизована, но как точно и живо переданы конвульсии умирающего! Львица, волочащая парализованную заднюю часть тела, - следствие раны позвоночника. Лев в прыжке, коротком и яростном, и лев, вытянувшийся на песке. Ни один художник ни до, ни после этого не изображал смерть с таким поразительным мастерством. Ни один современный художник не смог бы изобразить подобные сцены так, чтобы они не вызывали отвращения. Жестокость же ассирийцев была естественна и сравнима с жестокостью детей. Этот жесткий реализм погиб вместе с ассирийским царством и никогда не возрождался вновь.

Наследником богатейших художественных традиций стал Новый Вавилон. В образе льва он видел олицетворение собственной мощи, поэтому глазурованные львы с ворот богини Иштар так сверхъестественно сильны. Но пал и этот Вавилон, уступив место Персидскому царству.

Изображения зверей в ахменидском Иране вновь украсили капители дворцовых колонн и драгоценные кубки. Примером может служить ритон с головой барана, красивой и в то же время очень живой. Голова зверя слита с телом кубка так же естественно, как раньше сливали в одном изображении тела различных животных.

   На кубке можно было бы и кончить краткий обзор древнего анимализма, но стоит сказать еще, что это искусство послужило толчком к развитию искусств других эпох и народов, что из анимализма Месопотамии вырос знаменитый скифский "звериный стиль", что это искусство послужило фундаментом для античного и позднейшего восточного искусств, став тем самым составной частью общечеловеческого художественного наследия и войдя в сокровищницу мировой культуры.
В. Есаулов, Альманах "Охотничьи просторы", в.35, 1978


Рисунки В.Есаулова
Рис.1. Ибис. Священная птица бога письма и мудрости Тота. Египет
Рис.2. Кошка. Священное животное богини любви и веселья Бастет. Египет
Рис.3. Священный бык Агис. Египет
Рис.4. Серебряный ритон в виде головы барана. VI-V в. до н.э. Иран
Рис.5. Лев, изрыгающий кровь. Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ассирия
Рис.6. Изображение льва из цветного кафеля. Н.Вавилон, Сузы
Рис.7. Удод. Роспись гробницы в Бени-Гасане. Египет
Рис.8. Умирающя львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ассирия
Рис.9. Голова кобчика. Золото, глаза инкрустированные. Египет
лев изрыгающий кровь
лев в кафеле
удод роспись
умирающая львица
голова кобчика золото
ибис священная птица
кошка священное животное
священный бык Агис
серебрянный ритон
1
2
3
5
6
8
7
9
4
Главная >> Литература >> Время священных зверей. Охота, животные в искусстве

загрузка...
ель
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
   Использование материалов сайта возможно при размещении активной ссылки
   © 2009 - 2017   Охота, природа ... - Информационный портал
ветки сосны, природа
загрузка...
удод роспись
Рейтинг@Mail.ru